Диагностика и анализ

BCG Experience Curve (Кривая опыта BCG)

Средняя–Высокая60–90 мин3–8 человек
BCG Experience Curve (Кривая опыта BCG)

Модель, показывающая, как рост накопленного опыта в производстве снижает издержки и повышает конкурентоспособность.


Что это такое?

BCG Experience Curve (Кривая опыта BCG) — концепция, предложенная Boston Consulting Group, демонстрирующая, что с каждым удвоением накопленного производственного объема издержки на единицу продукции снижаются на постоянный процент (эффект обучения).

Это позволяет компаниям, лидирующим по масштабу производства, достигать устойчивого преимущества за счет более низких затрат.


Когда использовать?

Типовые ситуации:

  • Для оценки преимуществ масштаба и эффекта обучения
  • На стратегических сессиях при анализе операционной эффективности
  • Для планирования роста производства и снижения себестоимости
  • При обосновании инвестиций в технологии и обучение персонала

️ Как с ним работать

Пошаговый гайд

  1. Подготовка

    • Соберите исторические данные о производстве и издержках.
  2. Проведение

    • Постройте график с накопленным объемом производства на оси X и удельными издержками на оси Y (в логарифмическом масштабе).
    • Определите коэффициент снижения затрат при удвоении объема (опытный коэффициент).
  3. Завершение

    • Используйте выводы для разработки стратегии масштабирования и повышения эффективности.

Вопросы для команды

  • Какой опытный коэффициент характерен для нашей отрасли?
  • Какие меры помогут нам быстрее продвигаться по кривой опыта?
  • Есть ли у нас возможность стать лидером по масштабу и захватить преимущества?
  • Какие риски связаны с зависимостью от эффекта масштаба?

Материалы для работы

Превью PDF-шаблона (A0/A4)Скоро будет доступно
Демо-доска Miro/FigJamСкоро будет доступно
Полная версия (PDF + чек-лист фасилитатора) доступна по ссылке:
Скачать полную инструкцию

Получить через Telegram-бота:
Открыть бота и скачать


Типичные ошибки

  • Игнорирование изменения технологий, которые могут обнулить эффект кривой
  • Слишком сильный фокус на масштабе без учета инноваций и качества
  • Пренебрежение кривыми опыта конкурентов при стратегическом анализе

Что почитать и изучить

Книги

  • BCG on Strategy — The Boston Consulting Group
  • Стратегический менеджмент — Фред Дэвид

Статьи


Примеры применения

  • Texas Instruments — использовала кривую опыта для снижения затрат в производстве полупроводников
  • Ford — применяла концепцию для оптимизации производственных процессов на сборочных линиях

Результат работы

  • График кривой опыта для компании или отрасли
  • План действий по захвату преимуществ масштаба и обучения
  • Обоснование инвестиций в операционную эффективность

Хотите глубже?

Скачайте полную инструкцию с чек-листом фасилитатора
Скачать полную инструкцию

Все инструменты

Получить материалы для работы

PDF шаблоны инструмента, чек-лист фасилитатора и примеры заполнения. Всё необходимое для успешного применения.

Подбор стратсессии
Ответьте на 7 вопросов — получите персональные рекомендации по формату сессии, длительности и составу участников.
ROI-калькулятор
Рассчитайте экономический эффект от стратегической сессии для вашей компании.
Стратегическая диагностика
Комплексная оценка зрелости компании: 50+ критериев, PDF-карта диагностики, в планах ИИ-диагност.
Экспертная рассылка
Еженедельные инсайты, разборы кейсов и новые форматы сессий от эксперта-практика.
Нажимая кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Советник Главного
Сервис быстрых советов и подбор решений для роста бизнеса.
@sovglav_bot
Telegram-канал
Инсайты про бизнес и стратегии. Присоединяйтесь к каналу — свежие разборы и новости.
t.me/zharkovcom