Диагностика и анализ

Анализ цепочки ценности (Value Chain)

Средняя–Высокая60–120 мин5–15 человек
Анализ цепочки ценности (Value Chain)

Метод Майкла Портера для анализа всех видов деятельности компании с целью выявления источников конкурентных преимуществ.


Что это такое?

Value Chain Analysis — инструмент, разработанный Майклом Портером, который помогает компании разделить свои бизнес-процессы на отдельные виды деятельности (primary и support activities) и оценить их вклад в создание ценности для клиента.

Основные категории:

  • Основные виды деятельности (Primary Activities): логистика, производство, маркетинг и продажи, послепродажное обслуживание.
  • Поддерживающие виды деятельности (Support Activities): инфраструктура фирмы, управление кадрами, технологии, снабжение.

Цель — понять, где возникает ценность и где есть возможности для оптимизации.


Когда использовать?

Типовые ситуации:

  • Для анализа текущих процессов и поиска узких мест
  • При построении стратегии снижения издержек или повышения ценности для клиента
  • В начале цифровой трансформации для картирования процессов
  • При оценке конкурентных преимуществ по цепочке поставок

Как с ним работать

Пошаговый гайд

  1. Подготовка

    • Нарисуйте схему цепочки ценности или используйте готовый шаблон.
    • Подготовьте список всех ключевых бизнес-процессов компании.
  2. Проведение

    • Разбейте деятельность на блоки (основные и поддерживающие).
    • Оцените каждый блок с точки зрения создания ценности и издержек.
    • Определите, где компания имеет конкурентные преимущества или слабые места.
  3. Завершение

    • Определите 2–3 блока для улучшений или инвестиций.

Вопросы для команды

  • Какие виды деятельности создают наибольшую ценность для клиента?
  • Где в цепочке у нас избыточные издержки?
  • Какие процессы можно автоматизировать или оптимизировать?
  • Какие поддерживающие функции влияют на эффективность основных процессов?

Материалы для работы

Превью PDF-шаблона (A0/A4)Скоро будет доступно
Демо-доска Miro/FigJamСкоро будет доступно
Полная версия (PDF + чек-лист фасилитатора) доступна по ссылке:
Скачать полную инструкцию

Получить через Telegram-бота:
Открыть бота и скачать


Типичные ошибки

  • Недооценка поддержки (HR, IT) как источников ценности
  • Избыточная детализация процессов без фокуса на ценности
  • Игнорирование синергии между основными и поддерживающими видами деятельности

Что почитать и изучить

Книги

  • Competitive Advantage — Michael E. Porter
  • The Value Chain Concept and Its Link to Strategy — HBS Press

Статьи


Примеры применения

  • Amazon — использует анализ цепочки ценности для оптимизации логистики и клиентского опыта
  • Zara — применила Value Chain для сверхбыстрого цикла производства и поставок

Результат работы

  • Визуализированная цепочка ценности компании
  • Идентифицированные точки для улучшений и инвестиций
  • План действий по повышению эффективности и ценности

Хотите глубже?

Скачайте полную инструкцию с чек-листом фасилитатора
Скачать полную инструкцию

Все инструменты

Получить материалы для работы

PDF шаблоны инструмента, чек-лист фасилитатора и примеры заполнения. Всё необходимое для успешного применения.

Подбор стратсессии
Ответьте на 7 вопросов — получите персональные рекомендации по формату сессии, длительности и составу участников.
ROI-калькулятор
Рассчитайте экономический эффект от стратегической сессии для вашей компании.
Стратегическая диагностика
Комплексная оценка зрелости компании: 50+ критериев, PDF-карта диагностики, в планах ИИ-диагност.
Экспертная рассылка
Еженедельные инсайты, разборы кейсов и новые форматы сессий от эксперта-практика.
Нажимая кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Советник Главного
Сервис быстрых советов и подбор решений для роста бизнеса.
@sovglav_bot
Telegram-канал
Инсайты про бизнес и стратегии. Присоединяйтесь к каналу — свежие разборы и новости.
t.me/zharkovcom