Инструменты стратегии

Market Attractiveness vs. Competitive Strength Matrix (Матрица привлекательности рынка и конкурентной силы)

Средняя60–120 мин5–12 человек
Market Attractiveness vs. Competitive Strength Matrix (Матрица привлекательности рынка и конкурентной силы)

Инструмент для оценки стратегических бизнес-направлений на основе анализа рынка и позиции компании.


Что это такое?

Market Attractiveness vs. Competitive Strength Matrix — методика, позволяющая оценить портфель бизнес-направлений или продуктов, сопоставляя привлекательность рынка и конкурентные позиции компании. Часто используется в стратегическом планировании и управлении портфелем.

Ключевые элементы:
Ось X — конкурентная сила (низкая–высокая)
Ось Y — привлекательность рынка (низкая–высокая)
Квадранты для стратегий: Инвестировать, Защищать, Выводить, Изучать


Когда использовать?

Типовые ситуации:

  • Для анализа бизнес-портфеля на стратегических сессиях
  • При выборе приоритетных направлений инвестиций и развития
  • Для оценки новых рынков или продуктов
  • При подготовке к слияниям и поглощениям (M&A)

️ Как с ним работать

Пошаговый гайд

  1. Подготовка

    • Определите критерии оценки привлекательности рынка (рост, размер, маржинальность).
    • Определите критерии оценки конкурентной силы (доля рынка, бренд, технологии).
  2. Проведение

    • Оцените каждый бизнес-направление или продукт по выбранным критериям.
    • Разместите их в матрице и определите стратегию для каждого сегмента.
  3. Завершение

    • Составьте план действий для бизнес-направлений в каждом квадранте.

Вопросы для команды

  • Какие рынки обладают наибольшей привлекательностью для нашей компании?
  • Где наша конкурентная сила недостаточна для успеха?
  • Какие направления требуют дивестирования или реинвестирования?
  • Каковы ключевые факторы успеха на привлекательных рынках?

Материалы для работы

Превью PDF-шаблона (A0/A4)Скоро будет доступно
Демо-доска Miro/FigJamСкоро будет доступно
Полная версия (PDF + чек-лист фасилитатора) доступна по ссылке:
Скачать полную инструкцию

Получить через Telegram-бота:
Открыть бота и скачать


Типичные ошибки

  • Недостаточная детализация критериев оценки рынков и силы компании
  • Субъективные оценки без данных и аналитики
  • Игнорирование быстро меняющихся рыночных условий

Что почитать и изучить

Книги

  • Competitive Strategy — Michael E. Porter
  • Corporate Strategy: Tools for Analysis and Decision-Making — Phanish Puranam

Статьи


Примеры применения

  • GE — использовала методику для управления портфелем бизнес-единиц
  • Unilever — применяет матрицу для оценки стратегических приоритетов в разных категориях продуктов

Результат работы

  • Заполненная матрица с позициями всех бизнес-направлений
  • Стратегии для каждого квадранта (инвестировать, защищать, выводить, изучать)
  • Обоснованный портфельный план действий для компании

Хотите глубже?

Скачайте полную инструкцию с чек-листом фасилитатора
Скачать полную инструкцию

Все инструменты

Получить материалы для работы

PDF шаблоны инструмента, чек-лист фасилитатора и примеры заполнения. Всё необходимое для успешного применения.

Подбор стратсессии
Ответьте на 7 вопросов — получите персональные рекомендации по формату сессии, длительности и составу участников.
ROI-калькулятор
Рассчитайте экономический эффект от стратегической сессии для вашей компании.
Стратегическая диагностика
Комплексная оценка зрелости компании: 50+ критериев, PDF-карта диагностики, в планах ИИ-диагност.
Экспертная рассылка
Еженедельные инсайты, разборы кейсов и новые форматы сессий от эксперта-практика.
Нажимая кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Советник Главного
Сервис быстрых советов и подбор решений для роста бизнеса.
@sovglav_bot
Telegram-канал
Инсайты про бизнес и стратегии. Присоединяйтесь к каналу — свежие разборы и новости.
t.me/zharkovcom