Инструмент для определения направлений роста бизнеса через комбинации существующих и новых продуктов и рынков.
Что это такое?
Матрица Ансоффа — это стратегический инструмент, разработанный Игорем Ансоффом, который помогает компаниям рассмотреть возможные стратегии роста через комбинацию продуктов и рынков.
Четыре квадранта матрицы:
- Проникновение на рынок (Market Penetration) — рост на существующем рынке с текущим продуктом.
- Развитие рынка (Market Development) — выход на новые рынки с текущим продуктом.
- Разработка продукта (Product Development) — создание новых продуктов для существующих рынков.
- Диверсификация (Diversification) — новые продукты для новых рынков.
Когда использовать?
Типовые ситуации:
- При поиске направлений для масштабирования бизнеса
- Для оценки рисков и возможностей различных стратегий роста
- На стратегических сессиях с фокусом на расширение рынка или портфеля продуктов
- При разработке долгосрочной стратегии компании
Как с ним работать
Пошаговый гайд
-
Подготовка
- Нарисуйте матрицу Ансоффа с четырьмя квадрантами.
- Определите текущие продукты и рынки.
-
Проведение
- Совместно с командой определите возможности в каждом квадранте.
- Оцените риски и ресурсы для реализации каждой стратегии.
-
Завершение
- Приоритизируйте стратегии и выберите 1–2 для дальнейшей проработки.
Вопросы для команды
- Какие возможности есть для увеличения доли на существующем рынке?
- На какие новые рынки мы можем выйти с текущим продуктом?
- Какие новые продукты интересны нашим текущим клиентам?
- Готова ли компания к диверсификации?
Материалы для работы
Превью PDF-шаблона (A0/A4) — Скоро будет доступно
Демо-доска Miro/FigJam — Скоро будет доступно
Полная версия (PDF + чек-лист фасилитатора) доступна по ссылке:
Скачать полную инструкцию
Получить через Telegram-бота:
Открыть бота и скачать
Типичные ошибки
- Сосредоточение только на одном квадранте без оценки других вариантов
- Недооценка рисков диверсификации
- Игнорирование специфики рынка и продукта при выборе стратегии
Что почитать и изучить
Книги
- Стратегическое управление — Игорь Ансофф
- Руководство по стратегическому анализу — М. Мецлер
Статьи
- Матрица Ансоффа: выбор стратегии роста — Harvard Business Review Россия
- Growth Strategies and the Ansoff Matrix — MIT Sloan
Примеры применения
- Samsung — использовала диверсификацию для выхода в новые технологические ниши
- Starbucks — разработка новых продуктов для расширения на существующих рынках
Результат работы
- Заполненная матрица Ансоффа с возможностями по каждому направлению
- Приоритеты стратегий роста
- План дальнейших исследований и проработки выбранных направлений
Хотите глубже?
Скачайте полную инструкцию с чек-листом фасилитатора
Скачать полную инструкцию