Дата публикации: Сентябрь 2025
Источник: ACEA (Европейская ассоциация автопроизводителей)
Категории: Автомобильная промышленность, Производство, Торговля, Экология, Инновации
Сигналы: Trend, Watch
Описание-резюме отчета
Отчет "Pocket Guide 2025/2026" опубликован Европейской ассоциацией автопроизводителей (ACEA) в сентябре 2025 года. Он представляет собой ежегодно обновляемый ресурс с данными и аналитикой по автомобильной промышленности и рынку. Цель отчета — предоставить всестороннее понимание текущего состояния и вызовов, стоящих перед сектором, включая вопросы конкурентоспособности, электрификации, безопасности и устойчивого развития. Отчет релевантен для всех участников автомобильной отрасли, регуляторов, инвесторов и широкой общественности.
Сама суть
- Европейская автомобильная промышленность сталкивается с беспрецедентными вызовами: замедление производства, ужесточение конкуренции, рост торговых напряжений и издержек, а также сложности в развитии рынка электромобилей вопреки ожиданиям.
- Несмотря на трудности, отрасль остается лидером в инвестициях в R&D, вложив €85 млрд в 2023 году, что вдвое больше, чем у следующего крупнейшего сектора. Это демонстрирует приверженность целям нулевых выбросов и поддержанию технологического лидерства Европы.
- Производство автомобилей в ЕС снизилось в 2024 году, как легковых, так и коммерческих, оставаясь значительно ниже допандемийного уровня, что ставит под угрозу привлекательность Европы как хаба автомобильного производства.
- Рынок электромобилей в ЕС сталкивается с проблемами: доля электромобилей на дорогах остается низкой, а доля продаж аккумуляторных электромобилей впервые сократилась. Недостаточность инфраструктуры зарядки и стимулов для её строительства являются ключевыми препятствиями.
- Автомобильная отрасль вносит значительный вклад в экономику ЕС, создавая рабочие места (13.6 млн по всей цепочке создания стоимости) и обеспечивая торговый профицит в €94 млрд в 2024 году.
Ключевые инсайты для СЕО
Что работает
- Инвестиции в НИОКР: Автопроизводители ЕС лидируют по объему инвестиций в НИОКР (€85 млрд в 2023 году), что подтверждает стремление к инновациям и устойчивому развитию. Это ключевой фактор поддержания технологического лидерства.
- Торговый профицит: ЕС сохраняет значительный торговый профицит в автомобильной отрасли (€94 млрд в 2024 году), благодаря сильным экспортным позициям, особенно на рынках США и Великобритании.
- Сокращение выбросов CO2: Выбросы CO2 от производства автомобилей сократились на 53% с 2005 года, а потребление воды на 54%, что указывает на прогресс в экологической устойчивости производственных процессов.
Что НЕ работает
- Замедление производства: Производство автомобилей в ЕС значительно замедлилось в 2024 году, снизившись на 750,000 легковых автомобилей и почти на 10% коммерческих, что вызывает опасения за конкурентоспособность европейского производства.
- Проблемы с рынком электромобилей: Доля аккумуляторных электромобилей на рынке ЕС впервые сократилась, а электрические фургоны и грузовики остаются в стагнации. Низкая доля электромобилей на дорогах (менее 4%) и недостаток зарядной инфраструктуры (менее половины стран ЕС стимулируют её строительство) ограничивают их распространение.
- Недостаток инфраструктуры зарядки: Три страны (Франция, Германия, Нидерланды) составляют почти 60% всех общественных зарядных станций в ЕС. В среднем, на одну зарядную станцию приходится пять аккумуляторных электромобилей, что подчеркивает необходимость усиленных мер для стимулирования развития инфраструктуры.
- Нестабильная торговая среда: Растущие торговые напряжения и непредсказуемая торговая среда создают угрозы для стабильности экспорта и импорта, несмотря на сохранение торгового профицита.
Радар возможностей и ловушек
| Возможности | Ловушки |
|---|---|
| Продолжение инвестиций в НИОКР для поддержания технологического лидерства | Замедление производства и потеря доли на мировом рынке |
| Развитие водородной инфраструктуры и технологий для коммерческих автомобилей | Недостаточное развитие инфраструктуры зарядки для электромобилей |
| Ориентация на рынки США и Великобритании для поддержания экспортного профицита | Снижение продаж и стагнация рынка электромобилей в ЕС |
| Улучшение экологических показателей производства и продукции | Растущие торговые барьеры и политическая нестабильность |
| Развитие сегмента электрических автобусов с устойчивым ростом | Повышение бизнес-издержек и сложность регуляторной среды ЕС |
Что это значит для бизнеса
- Для автопроизводителей: Необходимость усилить лоббирование регуляторной поддержки для развития рынка электромобилей (как спроса, так и инфраструктуры), пересмотр производственных стратегий для повышения конкурентоспособности в ЕС, диверсификация рынков сбыта за пределами США и Великобритании, а также продолжение инвестиций в низкоуглеродные технологии.
- Для поставщиков компонентов: Адаптация производственных мощностей к изменениям в объемах и типах производимых транспортных средств, наращивание мощностей для производства компонентов для электромобилей, особенно батарей, и поиск новых партнеров в условиях нестабильной торговой среды.
- Для энергетических компаний и операторов инфраструктуры: Огромная возможность для инвестиций в создание и расширение зарядной инфраструктуры для электромобилей, а также развитие водородной инфраструктуры, особенно в странах, где она еще недостаточно развита.
Вопросы для управленческой команды
- Какие конкретные шаги мы можем предпринять для стимулирования спроса на электромобили (EV) и развития инфраструктуры зарядки в Европе?
- Как мы можем оптимизировать наши производственные процессы в ЕС, чтобы повысить конкурентоспособность в условиях замедленного роста и увеличивающихся издержек?
- Какие стратегии мы можем разработать для смягчения рисков, связанных с торговыми напряжениями и непредсказуемой глобальной торговой средой?
Stratsessions Signals
- Trend: Инвестиции в НИОКР и экологическую устойчивость остаются стержнем развития автопрома ЕС, несмотря на рыночные вызовы.
- Watch: Динамика рынка электромобилей в ЕС и развитие зарядной инфраструктуры требуют пристального внимания и активных действий.
- Cut: Излишняя зависимость от стагнационных рынков или устаревших производственных подходов, которые не соответствуют новым реалиям.
Для кого полезно
- СЕО и топ-менеджеры в автомобильной промышленности (особенно в ЕС)
- Директора по стратегии и маркетингу, отвечающие за европейские рынки
- Инвесторы, ориентирующиеся на автомобильный сектор и сектор возобновляемой энергетики
- Представители государственных органов и регуляторов, занимающиеся промышленной политикой и экологическим регулированием
Call to Action
- Заказать разбор для своей отрасли (автопром, энергетика, транспорт)
- Подпишитесь на Stratsessions Digest: 5 отчетов → 5 идей → 5 минут