ОБЗОР РАБОТЫ ГРУЗОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА за 6 месяцев 2025 г.

Дата публикации: 2025-07-01
Источник: Информационно-аналитический центр СОЖТ (на основе данных ОАО «РЖД» и Росстата)
Категории: Железнодорожный транспорт, Грузоперевозки, Логистика, Промышленность

markdown

Дата публикации: 01 июля 2025 г.
Источник: Информационно-аналитический центр СОЖТ (на основе данных ОАО «РЖД» и Росстата)
Категории: Железнодорожный транспорт, Грузоперевозки, Логистика, Промышленность
Сигналы: Watch

Описание-резюме отчета

Отчет Информационно-аналитического центра СОЖТ, опубликованный в третьем квартале 2025 года, анализирует работу грузового железнодорожного транспорта России за первое полугодие 2025 года. В нем рассматриваются объемы погрузки, грузооборот, показатели эксплуатационной работы и состояние парка вагонов, а также динамика ставок аренды. Отчет актуален для всех участников рынка железнодорожных перевозок, операторов подвижного состава, грузоотправителей и инвесторов.

Сама суть

В первом полугодии 2025 года грузовой железнодорожный транспорт России столкнулся с существенным снижением объемов погрузки, составившим 7,6% (или 45,9 млн тонн) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что является продолжением негативных темпов на протяжении последних 21 месяца. Это снижение коснулось большинства важнейших групп грузов, за исключением химических и минеральных удобрений, а также руды цветной и серного сырья. На фоне падения погрузки увеличился оборот вагона (на 10,6%), в основном из-за роста времени нахождения под грузовыми операциями, что свидетельствует о неэффективности использования подвижного состава. Снижение ставок аренды полувагонов на 41% относительно декабря 2024 года отражает избыток предложения и низкий спрос на фоне общего сокращения перевозок.

Ключевые инсайты для СЕО

Что работает

  1. Рост отдельных сегментов: Погрузка химических и минеральных удобрений выросла на 4,8% (+1,6 млн тонн), а руды цветной и серного сырья – на 2,9%. Это указывает на наличие устойчивых или растущих рынков для этих видов продукции.
  2. Увеличение средней дальности перевозок: Средняя дальность перевозок всех грузов увеличилась на 4,3% (до 2001 км), что может быть связано с переориентацией логистических цепочек и поиском новых рынков сбыта.
  3. Рост скоростей движения поездов: Участковая скорость грузового поезда выросла на 6,6% (до 38,9 км/час), а техническая скорость – на 4,9% (до 43,2 км/час). Это частично объясняется "отставлением" вагонов, но также является показателем повышения эффективности движения.

Что НЕ работает

  1. Общее падение погрузки: Общая погрузка сократилась на 7,6% (554,5 млн тонн), что отражает серьезное ослабление спроса на железнодорожные грузоперевозки.
  2. Значительное снижение по ключевым грузам: Погрузка угля (-3,6%), нефти и нефтепродуктов (-5%), черных металлов (-17,2%), строительных грузов (-19,5%), цемента (-15,2%), зерна (-36,4%) испытывает существенное давление. Это указывает на проблемы в секторах-драйверах экономики.
  3. Ухудшение оборота вагона: Оборот грузового вагона рабочего парка увеличился на 10,6% (до 22,2 суток), в основном из-за роста времени простоя под грузовыми операциями. Это свидетельствует о низкой оборачиваемости и неэффективном использовании вагонного парка.
  4. Снижение ставок аренды: Ставки аренды полувагонов упали на 41% с декабря 2024 года, что является прямым следствием снижения спроса и избытка предложения на рынке вагонов.

Радар возможностей и ловушек

ВозможностиЛовушки
Реализация антикризисных мер: "Отставление" вагонов помогло улучшить участковую скорость, что демонстрирует способность адаптироваться к изменяющимся условиям.Длительный период падения погрузки: 21 месяц подряд отрицательная динамика погрузки говорит о системных проблемах, а не о временных колебаниях.
Приоритет наиболее востребованных направлений: Сосредоточение ресурсов на перевозке химических удобрений и цветной руды, демонстрирующих рост.Падение на экспортных направлениях: Экспорт угля, нефти, зерна значительно снизился (зерно на 57,6%), что ударяет по валютной выручке и международной торговле.
Оптимизация логистических цепочек: Увеличение средней дальности перевозок может указывать на возможности для перестройки маршрутов и поиска новых рынков.Рост простоя вагонов: Увеличение оборота вагона и времени нахождения под грузовыми операциями ведет к неэффективности и росту издержек.
Инвестиции в специфический подвижной состав: Для растущих сегментов, таких как платформы для контейнерных перевозок, несмотря на общее снижение контейнерных перевозок, объем грузов в контейнерах сохраняет свою долю в общей погрузке.Избыток вагонного парка: Рост общего парка вагонов на фоне снижения погрузки и падения ставок аренды создает давление на операторов и собственников.

Что это значит для бизнеса

  • Для операторов железнодорожного транспорта: Необходимо пересматривать инвестиционные стратегии, фокусируясь на наиболее рентабельных направлениях (например, химия и удобрения, руды цветные). Крайне важно оптимизировать оборот вагона и сократить время простоя, возможно, через более гибкое управление парком и активное отставление избыточных вагонов.
  • Для грузоотправителей: Снижение ставок аренды вагонов представляет возможность для снижения логистических издержек. Однако стоит учитывать потенциальные задержки в перевозках из-за ухудшения оборота вагона, особенно для грузов, не входящих в приоритетные потоки. Необходимо тщательно планировать объемы и сроки отгрузок.
  • Для производителей подвижного состава: Текущая ситуация характеризуется избытком вагонов и падением спроса. Возможно, стоит переориентироваться на производство специализированных вагонов для растущих сегментов (например, цистерны для удобрений) или сосредоточиться на модернизации существующего парка для повышения эффективности.
  • Для инвесторов, ориентирующихся на транспортный сектор: Рынок железнодорожных перевозок находится под давлением. Рекомендуется осторожность при инвестициях в операторов и переоценка рисков, связанных с долгосрочным падением спроса. Привлекательными могут быть инвестиции в секторы, обеспечивающие рост объемов перевозок (например, химической промышленности).

Вопросы для управленческой команды

  1. Как мы можем адаптировать нашу тарифную политику или стратегии продаж для стимулирования спроса на фоне общего спада?
  2. Какие внутренние процессы могут быть оптимизированы для сокращения времени простоя вагонов и улучшения их оборачиваемости?
  3. Следует ли нам перераспределять вагонный парк, ориентируясь на растущие сегменты грузов, и какие инвестиции потребуются для этого?
  4. Как снижение ставок аренды вагонов может быть использовано для получения конкурентных преимуществ или снижения собственных затрат?

Stratsessions Signals

  • Trend: Снижение объемов грузовых железнодорожных перевозок, неэффективность использования подвижного состава.
  • Watch: Динамика экспорта и импорта, ставки аренды вагонов, индексация тарифов РЖД.
  • Cut: Неэффективные маршруты и непрофильные активы, связанные с избыточным парком вагонов.

Для кого полезно

  • СЕО и топ-менеджеры в транспортной, логистической и промышленной отраслях
  • Директора по стратегии и маркетингу операторов железнодорожного подвижного состава
  • Инвесторы, ориентирующиеся на рынок логистики и грузоперевозок

Call to Action

  • Заказать разбор для своей отрасли
  • Подпишитесь на Stratsessions Digest: 5 отчетов → 5 идей → 5 минут

Понравился материал?

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить новые исследования и инсайты

Все инсайты