markdown
Дата публикации: 01 июля 2025 г.
Источник: Информационно-аналитический центр СОЖТ (на основе данных ОАО «РЖД» и Росстата)
Категории: Железнодорожный транспорт, Грузоперевозки, Логистика, Промышленность
Сигналы: Watch
Описание-резюме отчета
Отчет Информационно-аналитического центра СОЖТ, опубликованный в третьем квартале 2025 года, анализирует работу грузового железнодорожного транспорта России за первое полугодие 2025 года. В нем рассматриваются объемы погрузки, грузооборот, показатели эксплуатационной работы и состояние парка вагонов, а также динамика ставок аренды. Отчет актуален для всех участников рынка железнодорожных перевозок, операторов подвижного состава, грузоотправителей и инвесторов.
Сама суть
В первом полугодии 2025 года грузовой железнодорожный транспорт России столкнулся с существенным снижением объемов погрузки, составившим 7,6% (или 45,9 млн тонн) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что является продолжением негативных темпов на протяжении последних 21 месяца. Это снижение коснулось большинства важнейших групп грузов, за исключением химических и минеральных удобрений, а также руды цветной и серного сырья. На фоне падения погрузки увеличился оборот вагона (на 10,6%), в основном из-за роста времени нахождения под грузовыми операциями, что свидетельствует о неэффективности использования подвижного состава. Снижение ставок аренды полувагонов на 41% относительно декабря 2024 года отражает избыток предложения и низкий спрос на фоне общего сокращения перевозок.
Ключевые инсайты для СЕО
Что работает
- Рост отдельных сегментов: Погрузка химических и минеральных удобрений выросла на 4,8% (+1,6 млн тонн), а руды цветной и серного сырья – на 2,9%. Это указывает на наличие устойчивых или растущих рынков для этих видов продукции.
- Увеличение средней дальности перевозок: Средняя дальность перевозок всех грузов увеличилась на 4,3% (до 2001 км), что может быть связано с переориентацией логистических цепочек и поиском новых рынков сбыта.
- Рост скоростей движения поездов: Участковая скорость грузового поезда выросла на 6,6% (до 38,9 км/час), а техническая скорость – на 4,9% (до 43,2 км/час). Это частично объясняется "отставлением" вагонов, но также является показателем повышения эффективности движения.
Что НЕ работает
- Общее падение погрузки: Общая погрузка сократилась на 7,6% (554,5 млн тонн), что отражает серьезное ослабление спроса на железнодорожные грузоперевозки.
- Значительное снижение по ключевым грузам: Погрузка угля (-3,6%), нефти и нефтепродуктов (-5%), черных металлов (-17,2%), строительных грузов (-19,5%), цемента (-15,2%), зерна (-36,4%) испытывает существенное давление. Это указывает на проблемы в секторах-драйверах экономики.
- Ухудшение оборота вагона: Оборот грузового вагона рабочего парка увеличился на 10,6% (до 22,2 суток), в основном из-за роста времени простоя под грузовыми операциями. Это свидетельствует о низкой оборачиваемости и неэффективном использовании вагонного парка.
- Снижение ставок аренды: Ставки аренды полувагонов упали на 41% с декабря 2024 года, что является прямым следствием снижения спроса и избытка предложения на рынке вагонов.
Радар возможностей и ловушек
Возможности | Ловушки |
---|---|
Реализация антикризисных мер: "Отставление" вагонов помогло улучшить участковую скорость, что демонстрирует способность адаптироваться к изменяющимся условиям. | Длительный период падения погрузки: 21 месяц подряд отрицательная динамика погрузки говорит о системных проблемах, а не о временных колебаниях. |
Приоритет наиболее востребованных направлений: Сосредоточение ресурсов на перевозке химических удобрений и цветной руды, демонстрирующих рост. | Падение на экспортных направлениях: Экспорт угля, нефти, зерна значительно снизился (зерно на 57,6%), что ударяет по валютной выручке и международной торговле. |
Оптимизация логистических цепочек: Увеличение средней дальности перевозок может указывать на возможности для перестройки маршрутов и поиска новых рынков. | Рост простоя вагонов: Увеличение оборота вагона и времени нахождения под грузовыми операциями ведет к неэффективности и росту издержек. |
Инвестиции в специфический подвижной состав: Для растущих сегментов, таких как платформы для контейнерных перевозок, несмотря на общее снижение контейнерных перевозок, объем грузов в контейнерах сохраняет свою долю в общей погрузке. | Избыток вагонного парка: Рост общего парка вагонов на фоне снижения погрузки и падения ставок аренды создает давление на операторов и собственников. |
Что это значит для бизнеса
- Для операторов железнодорожного транспорта: Необходимо пересматривать инвестиционные стратегии, фокусируясь на наиболее рентабельных направлениях (например, химия и удобрения, руды цветные). Крайне важно оптимизировать оборот вагона и сократить время простоя, возможно, через более гибкое управление парком и активное отставление избыточных вагонов.
- Для грузоотправителей: Снижение ставок аренды вагонов представляет возможность для снижения логистических издержек. Однако стоит учитывать потенциальные задержки в перевозках из-за ухудшения оборота вагона, особенно для грузов, не входящих в приоритетные потоки. Необходимо тщательно планировать объемы и сроки отгрузок.
- Для производителей подвижного состава: Текущая ситуация характеризуется избытком вагонов и падением спроса. Возможно, стоит переориентироваться на производство специализированных вагонов для растущих сегментов (например, цистерны для удобрений) или сосредоточиться на модернизации существующего парка для повышения эффективности.
- Для инвесторов, ориентирующихся на транспортный сектор: Рынок железнодорожных перевозок находится под давлением. Рекомендуется осторожность при инвестициях в операторов и переоценка рисков, связанных с долгосрочным падением спроса. Привлекательными могут быть инвестиции в секторы, обеспечивающие рост объемов перевозок (например, химической промышленности).
Вопросы для управленческой команды
- Как мы можем адаптировать нашу тарифную политику или стратегии продаж для стимулирования спроса на фоне общего спада?
- Какие внутренние процессы могут быть оптимизированы для сокращения времени простоя вагонов и улучшения их оборачиваемости?
- Следует ли нам перераспределять вагонный парк, ориентируясь на растущие сегменты грузов, и какие инвестиции потребуются для этого?
- Как снижение ставок аренды вагонов может быть использовано для получения конкурентных преимуществ или снижения собственных затрат?
Stratsessions Signals
- Trend: Снижение объемов грузовых железнодорожных перевозок, неэффективность использования подвижного состава.
- Watch: Динамика экспорта и импорта, ставки аренды вагонов, индексация тарифов РЖД.
- Cut: Неэффективные маршруты и непрофильные активы, связанные с избыточным парком вагонов.
Для кого полезно
- СЕО и топ-менеджеры в транспортной, логистической и промышленной отраслях
- Директора по стратегии и маркетингу операторов железнодорожного подвижного состава
- Инвесторы, ориентирующиеся на рынок логистики и грузоперевозок
Call to Action
- Заказать разбор для своей отрасли
- Подпишитесь на Stratsessions Digest: 5 отчетов → 5 идей → 5 минут