НАЦИОНАЛЬНАЯ ЦИФРОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО РЫНКА (Доклад для общественных консультаций Банка России, 2025)

Дата публикации: 2025-10-31
Источник: Центральный банк Российской Федерации
Категории: Финансовые технологии, Государственное управление, Цифровизация

Дата публикации: 2025 год (до 31 октября 2025 г. включительно)
Источник: Центральный банк Российской Федерации
Категории: Финансовые технологии, Государственное управление, Цифровизация
Сигналы: Trend, Watch

Описание-резюме отчета

Отчет, подготовленный Департаментом финансовых технологий и Департаментом национальной платежной системы Банка России, представляет собой доклад для общественных консультаций, выпущенный в 2025 году. Доклад анализирует международный и российский опыт построения национальной цифровой инфраструктуры финансового рынка, определяет ключевые уровни, преимущества и риски ее внедрения, а также предлагает критерии участия Банка России в создании и развитии этой инфраструктуры. Документ предназначен для обсуждения с участниками финансового рынка, представителями бизнеса и иными заинтересованными лицами.

Сама суть

Развитие национальной цифровой инфраструктуры (НЦИ) финансового рынка признается ключевым фактором экономического развития, повышающим эффективность бизнеса и доступность услуг. Концепция НЦИ строится на трех уровнях: цифровая идентификация, платежи и обмен данными. Банк России предлагает систему критериев для принятия решений о своем участии в создании такой инфраструктуры, основываясь на принципах равноудаленности, отказоустойчивости и безопасности. Учитываются как критические критерии (обеспечение непрерывного функционирования финансового рынка, защита данных, транзакционные издержки), так и критерии высокой значимости (развитие конкуренции, доступность услуг, качество данных, содействие инновациям). Отдельно рассматриваются условия для передачи инфраструктуры участникам рынка.

Ключевые инсайты для СЕО

Что работает

  1. Трехмерная структура НЦИ: Интеграция цифровой идентификации, платежей и обмена данными обеспечивает бесшовность и синергию в предоставлении финансовых услуг, расширяя их доступность и удобство.
  2. Централизованная защита данных: Государственное хранение и использование чувствительных данных, таких как биометрические, в единых защищенных системах (например, ЕБС) значительно повышает уровень киберустойчивости и доверия, сокращая издержки для участников рынка.
  3. Государственное участие в критических инфраструктурах: Примеры СБП, Платежной системы «Мир» и ОПКЦ НСПК демонстрируют, что участие Банка России в создании инфраструктур, где рынок не может договориться или инвестировать в необходимые сроки, приводит к снижению транзакционных издержек и развитию конкуренции.
  4. Развитие открытых стандартов и API: Внедрение Открытых API как часть инфраструктуры цифрового обмена данными стимулирует конкуренцию, инновации и финансовую доступность, позволяя создавать новые сервисы на основе стандартизированного и безопасного обмена данными.

Что НЕ работает

  1. Фрагментация систем: Отсутствие единых стандартов и подходов в некоторых сферах (например, Открытые API в ЕС) приводит к усложнению интеграции и появлению посредников, увеличивающих издержки.
  2. Отставание регулирования: Быстрые темпы технологического развития могут оставить законодательство позади, создавая правовые риски, проблемы с защитой данных и барьеры для внедрения инноваций.
  3. Недостаточная готовность рынка: В случаях, когда участники рынка не готовы инвестировать или договориться о создании общедоступных инфраструктур по объективным причинам (отсутствие ресурсов, короткий горизонт инвестирования), инициатива полностью переходит к государству, что может ограничивать рыночное развитие в долгосрочной перспективе.
  4. Риски чрезмерной экономической концентрации: Передача государственных инфраструктур участникам рынка без должного регулирования может привести к монополизации и снижению конкуренции.

Радар возможностей и ловушек

ВозможностиЛовушки
Низкие транзакционные издержки: Сокращение издержек для бизнеса и граждан через унифицированные платежные и идентификационные системы.Технологические риски: Отсутствие необходимых ИТ-решений и оборудования для бесшовной интеграции.
Расширение доступности услуг: Доступ к финансовым услугам для широкого круга потребителей, включая удаленные регионы.Операционные риски: Сбои, ошибки в процессах, недостаточная квалификация персонала, единые точки отказа.
Стимулирование инноваций: Создание открытых платформ для разработки новых продуктов и услуг частным сектором.Правовые риски: Отставание регулирования от темпов технологического развития, что создает преграды для инноваций и защиты прав.
Повышение доверия и безопасности: Централизованная защита данных и киберустойчивость систем повышают уровень доверия к финансовому рынку.Снижение мотивации рынка: Государственное участие в создании инфраструктуры может демотивировать частный сектор к разработке собственных инновационных решений.
Экспортный потенциал решений: Разработка решений с интероперабельностью, учитывающей международные стандарты.Чрезмерная экономическая концентрация: При передаче инфраструктуры рынку есть риски усиления позиций отдельных игроков.

Что это значит для бизнеса

  • Для Банков и финансовых организаций: необходимо активно взаимодействовать с Банком России в обсуждении критериев и предлагать свои сценарии передачи инфраструктуры (например, сервисов НСПК). Возможность инвестировать в развитие акционируемых сервисов НСПК. Интеграция с существующими и будущими государственными цифровыми инфраструктурами (ЕБС, Цифровой профиль, СБП, Открытые API) является критически важной для снижения затрат и создания новых продуктов.
  • Для Финтех-стартапов и разработчиков ПО: Открытые API и доступ к обезличенным государственным данным для обучения моделей ИИ создают огромные возможности для инноваций и создания новых сервисов. Однако важно учитывать регуляторные риски и потенциальное снижение мотивации к разработке собственных решений при активном государственном участии.
  • Для E-commerce и маркетплейсов: Развитие цифровой инфраструктуры, особенно платежных систем (СБП, биоэквайринг, универсальный QR-код), напрямую влияет на удобство приема платежей и снижение транзакционных издержек. Вклад в регулирование платформенной экономики позволит оптимизировать взаимодействие с финансовым сектором.
  • Для Поставщиков ИТ-решений и оборудования: Проекты НЦИ требуют постоянных инвестиций в программное и аппаратное обеспечение, а также в обеспечение интероперабельности и киберустойчивости. Это открывает значительный рынок для технологических партнеров.

Вопросы для управленческой команды

  1. Как мы можем максимально эффективно использовать существующие компоненты НЦИ (ЕСИА, ЕБС, СБП, Цифровой профиль) для оптимизации наших текущих бизнес-процессов и запуска новых продуктов?
  2. Какие из предлагаемых критериев участия Банка России в создании НЦИ наиболее критичны для нашей компании, и как мы можем сформулировать свои предложения в рамках общественных консультаций?
  3. Как мы можем подготовиться к внедрению Открытых API, если будет создана специальная инфраструктура для их реализации? Какие ресурсы нам потребуются?
  4. Влияет ли предложенная тарифная политика в отношении НЦИ на нашу конкурентоспособность, и как мы можем участвовать в ее обсуждении, чтобы она учитывала наши интересы?

Stratsessions Signals

  • Trend: Интеграция различных цифровых систем в единую национальную инфраструктуру (идентификация, платежи, данные) для повышения эффективности и доступности. Активное государственное участие в создании базовых инфраструктурных решений.
  • Watch: За развитием регулирования в сфере Открытых API, тарифной политики Банка России для НЦИ, а также за возможностью передачи отдельных сервисов НСПК частному сектору. Важно следить за адаптацией законодательства к новым технологиям.
  • Cut: Неэффективные инвестиции в дублирующие решения там, где государство предлагает равноудаленные и безопасные инфраструктурные сервисы.

Для кого полезно

  • Руководители и топ-менеджеры финансовых организаций (банки, страховые компании, инвестиционные фонды)
  • Директора по стратегическому развитию, цифровой трансформации и инновациям
  • Представители финтех-компаний и стартапов
  • Эксперты в области регулирования финансовых рынков и информационной безопасности
  • Государственные служащие, ответственные за цифровизацию и развитие экономики

Call to Action

  • Ознакомьтесь с полным текстом доклада для общественных консультаций Банка России и сформулируйте свои замечания и предложения до 31 октября 2025 г. по адресу fintech@cbr.ru.
  • Примите активное участие в обсуждении предложенных критериев и механизмов принятия решений относительно НЦИ, особенно в части взаимодействия государства и рынка при создании "последней мили" сервисов.
  • Заказать разбор для своей отрасли
  • Подпишитесь на Stratsessions Digest: 5 отчетов → 5 идей → 5 минут

Понравился материал?

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить новые исследования и инсайты

Все инсайты