Рейтинг регионов России по необходимости адаптации к изменению климата

Дата публикации: 2025-01-01
Источник: НИУ ВШЭ
Категории: География, Экономика, Экология

Дата публикации: 2025
Источник: НИУ ВШЭ
Категории: География, Экономика, Экология
Сигналы: Trend, Watch

Описание-резюме отчета

Отчет "Рейтинг регионов России по необходимости адаптации к изменению климата" подготовлен Национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики" в 2025 году. Он представляет собой комплексное исследование, направленное на выявление регионов с наибольшей необходимостью адаптации к климатическим изменениям, учитывая территориальную дифференциацию рисков и предлагая инструменты стратегического планирования адаптационных мероприятий. Отчет релевантен для государственных органов, региональных администраций и бизнес-сектора, заинтересованных в устойчивом развитии и минимизации климатических рисков.

Сама суть

Глобальное изменение климата, проявляющееся в повышении температур, изменении режима осадков и деградации вечной мерзлоты, создает существенные вызовы для России. Отчет выявляет шесть ключевых климатических опасностей (волны тепла, водный стресс, лесные пожары, деградация вечной мерзлоты, экстремальные осадки, волны холода) и ранжирует регионы по степени их уязвимости. Методология рейтинга учитывает опасность, подверженность и уязвимость, предлагая "национальный" и "региональный" взгляд на риски. Главный тренд — нарастающая потребность в приоритизации и финансировании адаптационных мер на всех уровнях управления для обеспечения устойчивости экономики и благополучия населения.

Ключевые инсайты для СЕО

Что работает

  1. Дифференциация рисков: Отчет детально анализирует шесть видов климатических опасностей, показывая, как они по-разному распределены по территории России, что позволяет принимать более точечные и эффективные адаптационные решения.
  2. Два взгляда на риски: "Национальный" и "региональный" взгляды на рейтинг позволяют федеральным и региональным властям одинаково эффективно планировать адаптационные стратегии, учитывая масштаб и специфику активов.
  3. Научная обоснованность: Методология рейтинга прошла научную апробацию и основывается на трех научных публикациях, что придает выводам высокую достоверность и надежность.

Что НЕ работает

  1. Отсутствие единой метрики: Рейтинги для разных рисков нельзя напрямую сравнивать из-за отсутствия единой метрики и учета разных объектов воздействия (население, лесное хозяйство, жилье, сельское хозяйство).
  2. Равный вклад компонентов риска: Методика предполагает равный вклад опасности, подверженности и уязвимости, что может не всегда соответствовать реальному долевому влиянию каждого из них.
  3. Ограниченность данных: Для расчета показателей использовались прогнозные данные для будущего (2040–2059 гг.) и социально-экономическая статистика для современного периода, что может вносить определенные неопределенности.

Радар возможностей и ловушек

ВозможностиЛовушки
Приоритизация адаптационных мероприятий: Рейтинг позволяет эффективно распределять ограниченные ресурсы на наиболее уязвимые регионы.Каскадные последствия: Наложение нескольких видов рисков в одном регионе может привести к тяжелым, непредсказуемым и масштабным последствиям.
Интеграция в отраслевые планы: Результаты могут стать основой для разработки федеральных и региональных планов адаптации в здравоохранении, ЖКХ, сельском хозяйстве, транспорте и строительстве.Недостаточность финансирования: Ограниченность ресурсов может затруднить реализацию необходимых адаптационных мер в условиях множественных рисков.
Оценка качества региональных планов: Рейтинг позволяет оценить соответствие разработанных регионами планов адаптации профилю климатического риска.Неучет локальных особенностей: Обобщенный рейтинг, даже с "региональным взглядом", может не полностью учитывать уникальные локальные уязвимости.
Выгоды от ослабления волн холода: В некоторых регионах снижение риска волн холода открывает новые возможности для социально-экономического развития.Зависимость от прогнозных моделей: Прогнозы климатических изменений и их последствий содержат некоторую степень неопределенности.
Муниципальный и корпоративный уровни: Методология может быть адаптирована для применения на муниципальном или корпоративном уровне для ранжирования объектов по необходимости адаптации.Сложность сравнения рисков: Отсутствие единой метрики ущерба затрудняет сравнение рисков между собой для формирования обобщенного рейтинга.

Что это значит для бизнеса

  • Для агропромышленного сектора: Необходимо инвестировать в засухоустойчивые культуры, ирригационные системы и новые технологии в регионах с высоким риском водного стресса (юг европейской части России, Черноземье, юг Урала).
  • Для строительной и коммунальной отрасли: Требуется пересмотр строительных нормативов и внедрение технологий стабилизации грунтов в регионах с деградацией вечной мерзлоты (Северо-Запад, Сибирь, Дальний Восток). Модернизация водоотводной и ливневой инфраструктуры критична для регионов с экстремальными осадками.
  • Для лесного хозяйства: Внедрение систем мониторинга, пожаротушения и быстрого реагирования критично для регионов Сибири и Дальнего Востока, подверженных лесным пожарам.

Вопросы для управленческой команды

  1. Как наш продукт/сервис может учесть выявленные тренды и адаптироваться к региональным климатическим рискам?
  2. Какие барьеры из отчета актуальны для нашего бизнеса в конкретных регионах присутствия?
  3. Какие новые возможности, например, связанные с ослаблением волн холода или развитием адаптационных технологий, мы должны исследовать для расширения бизнеса или повышения его устойчивости?

Stratsessions Signals

  • Trend: Необходимость системной адаптации к изменению климата на всех уровнях управления и во всех ключевых отраслях.
  • Watch: Изменение динамики климатических рисков в разных регионах и влияние этих изменений на социально-экономическое развитие.
  • Cut: Необоснованные инвестиции в регионы, где риски минимальны, при игнорировании сильно подверженных территорий.

Для кого полезно

  • СЕО и топ-менеджеры в агропромышленном комплексе, строительстве, энергетике, лесном хозяйстве, ЖКХ.
  • Директора по стратегии и развитию, занимающиеся долгосрочным планированием и устойчивым развитием.
  • Инвесторы, ориентирующиеся на риски и возможности, связанные с изменением климата в России.
  • Органы государственной власти на федеральном и региональном уровнях, ответственные за климатическую политику и региональное развитие.

Call to Action

  • Заказать разбор для своей отрасли и региональной специфики.
  • Подпишитесь на Stratsessions Digest: 5 отчетов → 5 идей → 5 минут.

Понравился материал?

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить новые исследования и инсайты

Все инсайты