MARITIME FORECAST TO 2050 DNV (май 2025)

Дата публикации: 2025-05-22
Источник: DNV
Категории: Морской транспорт, Декарбонизация, Регулирование, Топливные технологии

Дата публикации: 22 мая 2025
Источник: DNV
Категории: Морской транспорт, Декарбонизация, Регулирование, Топливные технологии
Сигналы: Trend, Watch

Описание-резюме отчета

Отчет DNV Energy Transition Outlook 2025 "Maritime Forecast to 2050" подробно исследует путь декарбонизации судоходства. Он анализирует влияние нового регуляторного фреймворка IMO Net-Zero Framework (NZF), тенденции внедрения альтернативных топлив и технологий, а также проблемы развития соответствующей инфраструктуры. Отчет ориентирован на судоходные компании, производителей топлива, портовые операторы и всех участников морской отрасли, заинтересованных в переходе к нетто-нулевым выбросам.

Сама суть

  • Декарбонизация морского транспорта перестала быть теоретической концепцией и активно осуществляется, в первую очередь благодаря новым глобальным регулятивным мерам.
  • IMO Net-Zero Framework (NZF), одобренный в апреле 2025 года, вводит первый глобальный механизм ценообразования на выбросы парниковых газов и технические требования к интенсивности выбросов "от скважины до выхлопа" (WtW), что кардинально изменит инвестиционные решения и выбор топлива.
  • Для достижения целевых показателей IMO к 2030 году (снижение выбросов на 20%) морской отрасли потребуется около 25 млн тонн нефтяного эквивалента (Mtoe) низкоуглеродного топлива ежегодно, что составляет значительную долю от общего мирового предложения.
  • В целом, разнообразие технологических и операционных решений, включая низкоуглеродное топливо, энергоэффективность, бортовое улавливание углерода и цифровую оптимизацию, должны применяться комплексно.
  • Быстро растет число судов, способных работать на альтернативных видах топлива, но развитие глобального производства низкоуглеродного топлива отстает от спроса, создавая интенсивную конкуренцию между секторами.

Ключевые инсайты для СЕО

Что работает

  1. Регулирование как движущая сила: Одобрение IMO NZF и уже действующие регламенты ЕС (FuelEU Maritime, EU ETS) создают четкие стимулы для декарбонизации, вынуждая инвестировать в низкоуглеродные решения.
  2. Переход к двухтопливным судам: Количество судов, способных использовать альтернативные топлива, удвоится к 2028 году, с преобладанием СПГ- и метанольных силовых установок.
  3. Расширение использования биотоплива: Наблюдается значительный рост применения биотоплива, особенно в смесях, с адаптацией существующей инфраструктуры.
  4. Технологии повышения энергоэффективности: Системы с использованием энергии ветра (WAPS) и бортовое улавливание углерода (OCC) демонстрируют растущий потенциал снижения выбросов и повышения финансовой выгоды.

Что НЕ работает

  1. Задержки в производстве низкоуглеродного топлива: Развитие производства водорода и его производных сталкивается с существенными проблемами, включая высокие затраты и неопределенный спрос, что тормозит переход.
  2. Отсутствие четких правил и стимулов: Недостаточная ясность в расчёте интенсивности выбросов (GFI), отсутствие унифицированных систем сертификации устойчивого топлива, а также неопределенность в механизмах вознаграждения для судов с нулевыми/почти нулевыми выбросами создают барьеры.
  3. Дефицит квалифицированных кадров: Быстрый рост числа судов на альтернативных видах топлива создаёт острую потребность в обучении до 33 000 дополнительных моряков в ближайшие 3-4 года.
  4. Развитие инфраструктуры: Несмотря на прогресс, для метанола, аммиака и водорода ещё требуется значительное инвестирование в бункеровочную инфраструктуру, что является узким местом.
  5. Высокая конкуренция за низкоуглеродные ресурсы: Морская отрасль конкурирует с авиацией, автотранспортом и промышленностью за доступ к биотопливу, чистому электричеству и мощностям по улавливанию и хранению углерода (CCS).

Радар возможностей и ловушек

ВозможностиЛовушки
Инвестиции в альтернативные топлива: Рост спроса на низкоуглеродные топлива создает возможности для производителей и поставщиков.Высокая стоимость низкоуглеродного топлива: Цены на альтернативное топливо остаются выше традиционного.
Внедрение энергоэффективных технологий: WAPS, цифровые оптимизации и другие решения позволяют снижать эксплуатационные расходы.Нехватка инфраструктуры: Метанол, аммиак и водород требуют значительных инвестиций в бункеровочные станции.
Онборд улавливание углерода (OCC): В перспективе может значительно сократить выбросы, особенно для крупных судов.Регуляторная неопределенность: Недостаточная ясность в некоторых аспектах IMO NZF тормозит инвестиции.
Гибкие модели цепочки поставок (Chain of Custody): Могут помочь в распространении низкоуглеродного топлива и снизить CAPEX.Конкуренция за ресурсы: Борьба с другими отраслями за низкоуглеродное топливо.
Green shipping corridors: Пилотные проекты для развития рынков топлива и инфраструктуры на малом масштабе.Недостаток квалифицированных кадров: Острая потребность в обучении моряков для работы с новыми технологиями.

Что это значит для бизнеса

  • Для судоходных компаний (Shipping Companies): Необходимо срочно пересматривать стратегии инвестиций в новые суда и модернизацию существующих с учетом NZF. Особое внимание уделить выбору топлива, компетенции экипажей и возможности внедрения OCC. Рассмотрение гибридных решений и энергоэффективных технологий.
  • Для производителей и поставщиков топлива: Фокус на увеличении производства биотоплива и электротоплива, а также на разработке логистических решений для их доставки и бункеровки. Активное участие в формировании стандартов сертификации.
  • Для портовых операторов: Инвестиции в инфраструктуру для бункеровки новых видов топлива (метанол, аммиак, водород) и создания мощностей для приёма уловленного CO2. Важность координации с судоходными компаниями.
  • Для технологических компаний: Развитие и масштабирование решений для OCC, WAPS, систем хранения CO2, а также технологий для эффективного использования альтернативных топлив.

Вопросы для управленческой команды

  1. Какие конкретные шаги необходимо предпринять для адаптации нашего флота к требованиям IMO NZF и FuelEU Maritime к 2028 году?
  2. Какие поставщики низкоуглеродного топлива наиболее надежны и экономически выгодны для наших маршрутов?
  3. Какова стратегия нашей компании по обучению и развитию компетенций экипажей для работы с новыми видами топлива?
  4. Какую роль в нашей долгосрочной стратегии декарбонизации будут играть онборд-системы улавливания углерода (OCC) и как мы будем обеспечивать его выгрузку?
  5. Как мы можем использовать гибкие модели Chain of Custody для оптимизации закупок и использования низкоуглеродного топлива?

Stratsessions Signals

  • Trend: Регуляторное давление и декарбонизация: Обязательный переход к низкоуглеродным решениям в судоходстве.
  • Trend: Гибридизация и альтернативные топлива: Активное внедрение СПГ и метанола, растущий интерес к аммиаку и водороду.
  • Watch: Производство низкоуглеродного топлива: Следить за развитием проектов, учитывая текущие задержки и конкуренцию.
  • Watch: Инфраструктура для OCC: Отслеживать создание портовых мощностей для выгрузки CO2.
  • Cut: Пока нет четких сигналов для сокращения, но следует быть осторожным с инвестициями в технологии, не имеющие четкого регуляторного пути или надежной цепочки поставок.

Для кого полезно

  • Генеральные директора и топ-менеджеры в морских судоходных компаниях.
  • Директора по стратегии и развитию бизнеса в логистических и транспортных компаниях.
  • Инвесторы в морской транспорт и энергетическую инфраструктуру.
  • Производители судового оборудования и двигателей.
  • Представители регуляторных органов и разработчики политик в области судоходства.

Call to Action

  • Заказать разбор для своей отрасли
  • Подпишитесь на Stratsessions Digest: 5 отчетов → 5 идей → 5 минут

Понравился материал?

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить новые исследования и инсайты

Все инсайты