Дата публикации: 13 октября 2025
Источник: Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC)
Категории: Энергетика, Нефтяной рынок, Мировая экономика
Сигналы: Trend, Watch
Описание-резюме отчета
Отчет OPEC за октябрь 2025 года представляет собой ежемесячный анализ мировых тенденций спроса и предложения на нефть, динамики цен, а также обзора мировой экономики и смежных рынков. Ключевая идея отчета заключается в оценке стабильного, хотя и умеренного роста мирового спроса на нефть, поддерживаемого устойчивым экономическим ростом в странах, не входящих в ОЭСР, на фоне сохраняющихся геополитических и экономических неопределенностей.
Сама суть
Мировой спрос на нефть в 2025 году прогнозируется на уровне 105,1 млн баррелей в день (мб/д) с ростом на 1,3 мб/д по сравнению с 2024 годом, а в 2026 году ожидается рост еще на 1,4 мб/д, до 106,5 мб/д. Основной прирост спроса приходится на страны, не входящие в ОЭСР (особенно Китай, Индию и другие страны Азии), в то время как спрос в ОЭСР демонстрирует более умеренный рост. Предложение нефти странами, не входящими в DoC, вырастет на 0,8 мб/д в 2025 году и на 0,6 мб/д в 2026 году, в основном за счет США, Бразилии, Канады и Аргентины. Цены на нефть демонстрируют волатильность из-за геополитики и спекулятивных настроений, но поддерживаются фундаментальными факторами.
Ключевые инсайты для СЕО
Что работает
- Устойчивый глобальный экономический рост: прогноз роста мировой экономики остается стабильным (3,0% в 2025 г. и 3,1% в 2026 г.), поддерживаемый стабильным ростом в США, Китае, Индии и Бразилии, что способствует спросу на нефть.
- Сильный спрос в не-ОЭСР: страны, не входящие в ОЭСР, возглавляют рост мирового спроса на нефть (1,2 мб/д в 2025 г., 1,2 мб/д в 2026 г.), особенно благодаря Азии (Китай, Индия, другие страны Азии), обусловленный активной промышленной деятельностью и увеличением использования транспортного топлива.
- Восстановление авиаперевозок и транспортного топлива: значительный рост спроса на реактивное топливо/керосин (380 тыс. баррелей в день в 2025 г.) и дизельное топливо/бензин свидетельствует о восстановлении мобильности и промышленной активности.
- Увеличение мощностей по добыче нефти в странах, не входящих в DoC: ожидается рост предложения на 0,8 мб/д в 2025 году, а затем на 0,6 мб/д в 2026 году, в основном за счет США, Бразилии, Канады и Аргентины, что обеспечит стабильность поставок.
- Растущие запасы нефтепродуктов: увеличение запасов нефтепродуктов в США и некоторых других регионах, несмотря на сезонное техническое обслуживание НПЗ, может сигнализировать о профиците предложения или снижении спроса в ближайшем будущем.
Что НЕ работает
- Геополитическая напряженность и торговые барьеры: напряженность в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, а также новые тарифы США на китайские и индийские товары, создают неопределенность и могут влиять на стабильность поставок и спроса.
- Волатильность цен на нефть и спекулятивные позиции: значительные колебания цен на нефть и медвежьи настроения хедж-фондов указывают на рыночную неуверенность, несмотря на фундаментальные факторы.
- Снижение спроса на бензин в Китае: проникновение электромобилей и повышение эффективности двигателей внутреннего сгорания приводят к снижению спроса на бензин, что может стать долгосрочным трендом.
- Высокие процентные ставки и инфляционное давление: несмотря на снижение ставок в США, инфляция остается выше целевых показателей в ключевых экономиках (США, Еврозона), что может ограничивать потребительские расходы и экономический рост.
- Проблемы с запасами сырой нефти в ОЭСР: запасы сырой нефти в ОЭСР остаются ниже средних пятилетних уровней, что указывает на уязвимость рынка к возможным перебоям в поставках.
Радар возможностей и ловушек
| Возможности | Ловушки |
|---|---|
| Инвестиции в нефтепереработку для удовлетворения растущего спроса на средние дистилляты (реактивное, дизельное топливо). | Неопределенность политики ФРС и ЕЦБ в отношении процентных ставок может замедлить экономический рост. |
| Расширение добычи в странах вне DoC (США, Бразилия, Канада, Аргентина). | Усиление торговых войн и протекционизма (например, тарифы США) может нарушить глобальные торговые потоки. |
| Использование спроса на нефтехимическое сырье (ПНГ/СУГ, нафта) в Китае и Азии. | Геополитическая напряженность на Ближнем Востоке и в Восточной Европе угрожает поставкам. |
| Развитие логистической инфраструктуры для экспорта нефти и продуктов в Юго-Восточной Азии. | Высокий госдолг и дефициты в развитых странах могут привести к повышению стоимости заимствований. |
| Оптимизация предложения на фоне сезонного обслуживания НПЗ для поддержания маржи. | Снижение спроса на бензин из-за электромобилей в Китае требует адаптации компаний. |
Что это значит для бизнеса
- Для нефтегазодобывающих компаний: необходимо сосредоточиться на увеличении добычи в странах, не входящих в DoC, диверсифицировать экспортные рынки на фоне торговых барьеров и внимательно следить за динамикой спроса на различные виды топлива.
- Для нефтеперерабатывающих заводов: стоит инвестировать в наращивание мощностей по производству средних дистиллятов (авиационного и дизельного топлива), а также развивать производство нефтехимического сырья в Азии, оптимизируя загрузку во время плановых остановок.
- Для трейдеров и логистических компаний: важно адаптироваться к изменяющимся торговым потокам, вызванным геополитикой и тарифами, и искать новые возможности в регионах с растущим спросом, таких как Азия, а также учитывая риски, связанные с логистикой и фрахтом.
- Для инвесторов в энергетический сектор: требуется внимательный мониторинг геополитических рисков и макроэкономических факторов, а также оценка долгосрочных трендов диверсификации портфеля в пользу регионов с высоким потенциалом роста спроса и предложения.
Вопросы для управленческой команды
- Как мы можем адаптировать наши производственные/операционные планы, чтобы максимально использовать рост спроса на средние дистилляты и нефтехимическое сырье, и минимизировать риски, связанные с падением спроса на бензин?
- Какие меры мы можем предпринять для диверсификации наших рынков сбыта и источников сырья, чтобы снизить зависимость от регионов с высоким геополитическим или торговым риском?
- Какова наша стратегия реагирования на волатильность цен на нефть и изменения спекулятивных настроений на рынке, чтобы обеспечить стабильность финансового положения?
Stratsessions Signals
- Trend: Устойчивый рост мирового спроса на нефть, особенно в странах, не входящих в ОЭСР, и рост спроса на транспортное топливо/нефтехимическое сырье.
- Watch: Геополитические риски, торговые барьеры (тарифы), монетарная политика центральных банков и влияние электромобилей на спрос на бензин.
- Cut: Инвестиции в производство топлива, чрезмерно ориентированные на бензин, особенно в развивающихся экономиках, могут столкнуться с долгосрочными проблемами.
Для кого полезно
- СЕО и топ-менеджеры в нефтегазовой отрасли
- Директора по стратегии и маркетингу в энергетических компаниях
- Аналитики и инвесторы, ориентирующиеся на глобальный энергетический рынок
- Правительственные учреждения, занимающиеся энергетической политикой и регулированием