Дата публикации: Июль 2025
Источник: Академия бизнеса Б1, Эксперт РА, hh.ru
Категории: Корпоративное образование, HR, L&D
Сигналы: Trend, Watch
Описание-резюме отчета
Отчет, разработанный совместно Академией бизнеса Б1, Эксперт РА и hh.ru, опубликован в июле 2025 года. Он является ежегодным исследованием, посвященным изменениям и трендам в сфере корпоративного образования в России, основанным на изучении практик ведущих компаний и анализе данных опросов и интервью с экспертами в области HR и L&D. Отчет релевантен для руководителей HR и L&D подразделений, а также для топ-менеджеров, стремящихся к стратегическому развитию персонала.
Сама суть
Корпоративное обучение трансформируется из вспомогательной функции в стратегический инструмент развития бизнеса, особенно в условиях дефицита кадров и ускоренной цифровизации. Наблюдается рост объемов обучения, но при этом бюджеты демонстрируют разнонаправленную динамику, что указывает на различия в стратегиях компаний – от оптимизации затрат до инвестиций в развитие компетенций. Ключевыми приоритетами становятся личная эффективность, лидерские качества и навыки работы с ИИ, а формат обучения все больше смещается в сторону гибких, адаптированных под текущие бизнес-цели программ. Основными барьерами остаются нехватка времени, ограниченные бюджеты и недооценка стратегической роли обучения.
Ключевые инсайты для СЕО
Что работает
- Развитие личной эффективности и ИИ-компетенций: Спрос на темы, связанные с личной эффективностью, лидерскими качествами и искусственным интеллектом, растет, что подчеркивает их важность для формирования сильных команд и трансформации бизнес-процессов. В 2025 году ИИ станет абсолютным лидером среди тем обучения (51% прогнозов).
- Гибкий стратегический подход: Переход от стандартизированных программ к индивидуальным и быстрым реакциям на изменения обеспечивает актуальность знаний и навыков. Это видно в росте объемов обучения (52% компаний планируют увеличить их в 2025 году).
- Востребованность hard skills: В ближайшие пару лет наиболее востребованными hard skills будут ИИ (60%), цифровая трансформация (37%), управление проектами (35%) и инновации (33%), что отражает смещение фокуса на долгосрочные стратегии и цифровую зрелость.
Что НЕ работает
- Дефицит hard skills на рынке образования: Наблюдается значительный дефицит программ, ориентированных на развитие специализированных hard skills, особенно в области ИИ и узкоспециализированного технического обучения (40% и 39% соответственно).
- Недооценка "управления изменениями": Несмотря на критическую важность, в 2024 году эта тема недооценивается в обучении, что приводит к недопониманию стратегических приоритетов сотрудниками.
- Недостаточное использование ИИ в HR- и бизнес-процессах: 33% компаний вообще не используют ИИ. Применение ИИ ограничено базовыми задачами (работа с текстом, генерация изображений), а потенциал для персонализации обучения и предиктивной аналитики реализуется крайне слабо (5% для персонализации обучения).
Радар возможностей и ловушек
Возможности | Ловушки |
---|---|
Инвестирование в ИИ-компетенции и цифровую трансформацию для повышения производительности и конкурентоспособности. | Игнорирование дефицита узкоспециализированных hard skills, что ведет к кадровому голоду. |
Принятие гибких и индивидуализированных подходов к обучению для быстрой адаптации к изменениям рынка. | Отсутствие стратегического подхода к обучению и недостаточная связь обучения с бизнес-целями. |
Использование нематериальной мотивации через развитие компетенций для удержания персонала. | Ограничение бюджетов и времени на обучение, что препятствует развитию ключевых навыков. |
Смещение фокуса на самоорганизацию и стрессоустойчивость сотрудников (личная эффективность). | Недооценка роли "управления изменениями", приводящая к сопротивлению нововведениям. |
Расширение онлайн-форматов обучения для охвата большего числа сотрудников при оптимизации затрат. | Отсутствие системного подхода к использованию ИИ для трансформации HR и бизнес-процессов. |
Что это значит для бизнеса
- Для HR-директоров и L&D-менеджеров: Необходимо пересмотреть программы обучения, акцентируя внимание на ИИ, личной эффективности, лидерстве и управлении изменениями. Важен индивидуализированный подход и внедрение гибких форматов (онлайн, микрообучение, бизнес-игры). Активное использование ИИ для персонализации обучения и аналитики.
- Для ТОП-менеджеров: Обучение должно быть встроено в стратегию компании как ключевой инструмент развития. Необходимо выделять адекватные бюджеты и время для обучения сотрудников, особенно руководителей. Важно стимулировать культуру непрерывного обучения и саморазвития. Развивать лидерские навыки, связанные с критическим мышлением, стратегическим видением и гибкостью.
- Для Бизнес-лидеров в сфере IT и цифровизации: Срочно инвестировать в развитие компетенций по ИИ и цифровой трансформации как для руководителей, так и для рядовых сотрудников. Использовать ИИ не только для рутинных задач, но и для стратегического анализа и принятия решений. Создавать межфункциональные команды для пилотных проектов по внедрению ИИ.
Вопросы для управленческой команды
- Как мы можем интегрировать ИИ-компетенции во все уровни и функции нашей компании, чтобы не отставать от темпов цифровизации?
- Какие конкретные "гибкие навыки" (soft skills), такие как личное и командное лидерство, критическое мышление и управление изменениями, мы должны развивать у наших сотрудников в первую очередь?
- Каким образом мы можем сделать обучение стратегически значимым приоритетом, чтобы преодолеть барьеры, такие как нехватка времени и ограниченные бюджеты, и повысить вовлеченность руководителей?
Stratsessions Signals
- Trend: Искусственный интеллект и цифровая трансформация как ключевые направления развития компетенций. Гибкие и персонализированные форматы обучения.
- Watch: Динамика бюджетов на обучение (разнонаправленная), эффективность инвестиций в обучение soft skills vs. hard skills. Появление ИИ-решений для глубокой HR-аналитики и карьерного моделирования.
- Cut: Стандартизированные, неадаптивные к текущим реалиям программы обучения. Ограничение обучения исключительно офлайн-форматами. Отсутствие инвестиций в развитие навыков "управления изменениями".
Для кого полезно
- СЕО и топ-менеджеры в различных отраслях России.
- Руководители HR и L&D департаментов.
- Стратегические консультанты и аналитики, работающие с корпоративным сектором.
- Разработчики обучающих программ и платформ.
- Инвесторы, интересующиеся рынком EdTech и HRTech.