Дата публикации: Январь 2025
Источник: СберУниверситет, журнал «Больше чем обучение»
Категории: Образование, Развитие персонала, Технологии (ИИ), Психология
Сигналы: Trend, Watch
Описание-резюме отчета
Отчет опубликован в первом номере журнала «Больше чем обучение» от СберУниверситета в 2025 году. Он посвящен поддержке интереса к обучению и развитию, вдохновляя к саморазвитию и развитию команд через призму человеческого и искусственного интеллекта. Ключевая идея — важность развития естественного интеллекта в условиях глубокой интеграции с ИИ. Отчет релевантен для профессионалов в сфере образования, HR, а также для руководителей и всех, кто интересуется развитием мышления.
Сама суть
Отчет акцентирует внимание на парадоксе глубокой интеграции с ИИ при недостатке понимания и развития естественного интеллекта. Главный тренд — превращение человека в "Homo augmenticus", симбиоз человека с цифровыми структурами, ведущий к когнитивной разгрузке и новому образу мышления (промпт-мышления). Подчеркивается необходимость развития многокомпонентного естественного интеллекта (логического, креативного, интуитивного) для сохранения значимости человека в мире, где ИИ становится всё мощнее. Основной вывод — интеллект не монолит, а мозаика, требующая гибкого подхода к развитию.
Ключевые инсайты для СЕО
Что работает
- Множественный интеллект: Эффективные компании используют разнообразные практики (музыка, театр, спорт, экспедиции) для развития различных типов интеллекта сотрудников (музыкальный, вербальный, межличностный, телесный, визуально-пространственный, натуралистический, внутриличностный). Это ведет к комплексному развитию личности и команды, повышению креативности и адаптивности.
- Когнитивный симбиоз с ИИ (Homo augmenticus): Интеграция ИИ-инструментов не только повышает продуктивность (на 35% для аналитической работы), но и стимулирует дивергентное мышление (+30% оригинальности идей). Руководителям рекомендуется использовать ИИ как партнера, делегируя рутину и фокусируясь на критическом осмыслении результатов.
- Развитие естественного интеллекта через нестандартные подходы: Отказ от кнопки «Записаться на курс» в пользу умения сомневаться, задавать вопросы и готовности менять мышление. Примеры включают дискуссии по сложным текстам в формате кафе-мидраш, арт-эксперименты, совместное прослушивание музыки для развития коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта.
Что НЕ работает
- Игнорирование естественного интеллекта: Чрезмерное делегирование когнитивной нагрузки ИИ без параллельного развития собственных умственных способностей ведет к ослаблению памяти и внимания, угрожая значимости человека как актора в мире.
- Авторитарное мышление: Нежелание выходить из «информационного туннеля», слушать «гиков» и «фриков» с нестандартным видением, а также фиксированное мышление «я все знаю» (в противовес «установке на рост») затрудняет адаптацию к быстро меняющемуся миру и препятствует развитию.
- «Жвачка для мозгов»: Пассивное потребление контента (например, некоторых сериалов), не заставляющего думать, сопереживать или сомневаться, не способствует развитию интеллекта, а лишь отвлекает от реальности.
Радар возможностей и ловушек
| Возможности | Ловушки |
|---|---|
| Комплексное развитие интеллекта сотрудников через разнообразные практики | Потеря значимости человека из-за чрезмерной зависимости от ИИ |
| Создание среды для постоянного обучения и адаптации к изменениям | Ослабление когнитивных функций (памяти, внимания) из-за цифровизации |
| Использование ИИ как инструмента для усиления человеческих способностей | Надзорный капитализм и потеря приватности данных |
| Формирование системного и стратегического мышления в условиях неопределенности | Крити-хайп и страхи перед ИИ, тормозящие его продуктивное использование |
| Повышение вовлеченности и лояльности персонала через развитие | Отчуждение и одиночество в технологически развитом мире |
Что это значит для бизнеса
- Для Образовательных учреждений: Создание программ, ориентированных на развитие всех типов интеллекта, с акцентом на критическое мышление, креативность и эмоциональный интеллект. Интеграция ИИ как инструмента обучения, а не замены человеческого интеллекта.
- Для HR-служб и корпоративных университетов: Разработка комплексных программ развития персонала, включающих нестандартные практики (музыка, спорт, искусство, экспедиции) для раскрытия потенциала сотрудников. Формирование культуры "growth mindset" и промпт-мышления.
- Для IT-компаний и разработчиков ИИ: Развитие продуктов с учетом этических дилемм и потребности в сохранении человеческого самосознания. Создание ИИ-инструментов, которые усиливают, а не замещают естественный интеллект, с фокусом на дивергентное мышление и креативность.
Вопросы для управленческой команды
- Как мы можем интегрировать методы развития "множественного интеллекта" в текущие программы обучения и развития персонала?
- Какие "здоровые" привычки взаимодействия с ИИ мы должны сформировать у наших сотрудников и руководителей?
- Как мы можем стимулировать "промпт-мышление" и критическую оценку результатов работы ИИ в нашей команде?
Stratsessions Signals
- Trend: Комплексное развитие "множественного интеллекта" посредством нетрадиционных практик (искусство, спорт, экспедиции), когнитивный симбиоз человека и ИИ как Homo augmenticus, развитие промпт-мышления.
- Watch: Эффекты ослабления памяти и внимания из-за цифровизации, потенциальные риски надзорного капитализма.
- Cut: Игнорирование развития естественного интеллекта в пользу слепого доверия к технологиям, пассивное потребление информационного контента.
Для кого полезно
- СЕО и топ-менеджеры в сфере образования, HR, IT
- Директора по стратегии и маркетингу, отвечающие за инновации и развитие
- Инвесторы, ориентирующиеся на EdTech и будущие трансформации рынка труда
Call to Action
- Заказать разбор для своей отрасли
- Подпишитесь на Stratsessions Digest: 5 отчетов → 5 идей → 5 минут