Образование в цифрах: 2025 ИСИЭЗ ВШЭ

Дата публикации: 2025-07-22
Источник: ИСИЭЗ ВШЭ (Институт статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»)
Категории: Образование, Статистика, Аналитика

Дата публикации: 22 июля 2025
Источник: ИСИЭЗ ВШЭ (Институт статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»)
Категории: Образование, Статистика, Аналитика
Сигналы: Trend, Watch

Описание-резюме отчета

Краткий статистический сборник "Образование в цифрах: 2025", подготовленный ИСИЭЗ ВШЭ, представляет основные показатели развития образования в Российской Федерации и ключевые индикаторы зарубежных стран. Данные взяты из Росстата, Минпросвещения, Миннауки, Федерального казначейства, ОЭСР, ЮНЕСКО, а также собственных разработок ИСИЭЗ ВШЭ. Отчет предназначен для широкого круга специалистов, исследователей и лиц, принимающих решения в сфере образования.

Сама суть

Сборник предоставляет всестороннюю статистическую картину образовательной сферы России на 2025 год с учетом динамики последних лет и сравнением с зарубежными странами. Особое внимание уделено финансированию образования, численности обучающихся, педагогическому персоналу, материально-технической базе и цифровизации образовательных организаций. Выявлены тенденции роста расходов на образование (в текущих ценах), увеличение числа обучающихся в среднем профессиональном образовании и высшем образовании, а также значительный прогресс в цифровизации и оснащенности учебного процесса.

Ключевые инсайты для СЕО

Что работает

  1. Рост численности обучающихся: Общая численность обучающихся в России достигла 32.9 млн человек в 2024 году, демонстрируя стабильный рост по всем уровням образования, особенно в СПО и ВО.
  2. Увеличение бюджетных расходов: Государственные расходы на образование в текущих ценах выросли с 1036.4 млрд руб. в 2006 году до 6804.8 млрд руб. в 2024 году, что указывает на приоритет сферы для государства.
  3. Цифровизация образования: Значительное увеличение оснащенности образовательных организаций персональными компьютерами с доступом в интернет (18.2 на 100 обучающихся в общеобразовательных организациях в 2023 году) и использование электронного обучения и дистанционных технологий (45.3% в ВО в 2023/24 учебном году).
  4. Высокий охват образованием: Охват образованием населения в возрасте 6-14 лет в России составляет 98.5% (2024), что сопоставимо с развитыми странами.
  5. Рост платных услуг: Объем платных услуг населению в системе образования достиг 1125.6 млрд руб. в 2024 году, демонстрируя ежегодный рост.

Что НЕ работает

  1. Доля расходов на образование в ВВП: Расходы на образование в процентах к ВВП в России (3.4% в 2024 году) ниже, чем у большинства стран-лидеров (США - 5.7%, Великобритания - 4.3%, Германия - 5.0%, Бразилия - 5.3%).
  2. Относительно низкие расходы на одного обучающегося: В России расходы на одного обучающегося по программам высшего образования (16651 USD в 2023 году) значительно ниже, чем в США (36274 USD) и Великобритании (33822 USD).
  3. Снижение числа дошкольных образовательных организаций: Количество дошкольных организаций уменьшилось с 41.3 тыс. в 2014 году до 31.2 тыс. в 2024 году.
  4. Недостаток мест в дошкольных учреждениях: Численность воспитанников на 100 мест в дошкольных организациях в 2024 году составляет 93 человека, что указывает на сохраняющийся дефицит мест.
  5. Проблемы с материально-технической базой: Значительная доля зданий дошкольных (21.1%) и общеобразовательных (25.8%) организаций требуют капитального ремонта в 2024 году.

Радар возможностей и ловушек

ВозможностиЛовушки
Инвестиции в развитие дистанционных образовательных платформ и технологийНедостаточное финансирование на душу обучающегося снижает качество образования
Рост спроса на платные образовательные услугиСтарение педагогических кадров и низкий приток молодых специалистов
Увеличение численности студентов в СПО и ВО создает кадровый потенциалВысокая доля зданий образовательных учреждений, нуждающихся в капитальном ремонте
Высокий охват обязательным образованием позволяет формировать квалифицированную рабочую силуНизкие показатели в рейтингах PISA по естественно-научной грамотности
Внедрение ИКТ в образование для повышения эффективностиОтсутствие данных по некоторым показателям (например, средний размер класса в некоторых странах) затрудняет сравнительный анализ

Что это значит для бизнеса

  • Для EdTech компаний: Рынок дистанционного образования и электронного обучения активно растет, создавая возможности для разработки и внедрения новых решений. PISA-оценка выявила недостаток естественно-научной грамотности, что может быть нишей для образовательных программ.
  • Для строительных компаний: Значительная потребность в капитальном ремонте и строительстве новых зданий образовательных учреждений открывает большой рынок для строительных услуг.
  • Для HR-агентств: Рост числа выпускников СПО и ВО означает увеличение доступного кадрового резерва, но важно учитывать качественные характеристики подготовки.
  • Для инвесторов: Сфера образования демонстрирует стабильный рост бюджетных и внебюджетных инвестиций, что может быть привлекательно для долгосрочных вложений.
  • Для производителей оборудования: Рост цифровизации образования создает спрос на вычислительную технику, интерактивное оборудование и программное обеспечение.

Вопросы для управленческой команды

  1. Как наш продукт/сервис может учесть выявленные тренды увеличения численности студентов и роста платных услуг в образовании?
  2. Какие барьеры из отчета, такие как недостаток финансирования на одного обучающегося или потребность в ремонте инфраструктуры, актуальны для нашего бизнеса и как мы можем их преодолеть/воспользоваться ими?
  3. Какие новые возможности в области цифровизации образования (например, создание обучающих программ для повышения естественно-научной грамотности) мы должны исследовать и интегрировать в наши стратегические планы?

Stratsessions Signals

  • Trend: Инвестиции в цифровизацию образования, рост частных расходов на образование, увеличение численности обучающихся на всех уровнях.
  • Watch: Показатели PISA по естественно-научной грамотности и старение педагогических кадров. Недостаток мест в дошкольных учреждениях.
  • Cut: Не указано, что стоит сокращать investments.

Для кого полезно

  • Генеральные директора и топ-менеджеры в образовательной сфере и смежных отраслях (EdTech, строительство, IT).
  • Директора по стратегии и маркетингу, отвечающие за развитие новых продуктов и услуг.
  • Инвесторы, ориентирующиеся на социальные проекты и развитие человеческого капитала.

Call to Action

  • Заказать разбор для своей отрасли
  • Подпишитесь на Stratsessions Digest: 5 отчетов → 5 идей → 5 минут

Понравился материал?

Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить новые исследования и инсайты

Все инсайты